Tuesday, September 7, 2010

Lenta.ru: Преступность: Мутному делу - мутный конец

Lenta.ru: Преступность: Мутному делу - мутный конец


07.09.2010, 17:42:48 Версия для печати | PDA/КПК


"Мерседес" Анатолия Баркова на месте ДТП. Фото инспектора ГИБДД, переданное в эфире телеканала "Россия 1"
Мутному делу - мутный конец
ГУВД Москвы подтвердило закрытие дела о ДТП с участием машины вице-президента "Лукойла"

7 сентября глава ГУВД Москвы Владимир Колокольцев официально подтвердил информацию о завершении расследования ДТП с участием автомобиля вице-президента компании "Лукойл". Колокольцев сказал, что водитель машины вице-президента признан невиновным. Имени виновника аварии глава ГУВД не назвал, хотя недвусмысленно дал понять, что единственный кандидат на эту роль - погибшая женщина.

Пожалуй, более-менее простые и ясные сообщения об этой аварии появлялись в СМИ только в первые часы после инцидента. Утром 25 февраля 2010 года было объявлено, что в 8:00 "Мерседес" вице-президента "Лукойла" Анатолия Баркова столкнулся на Ленинском проспекте с "Ситроеном", в котором находились две женщины - 35-летняя и 73-летняя. Младшая из женщин, сидевшая за рулем, умерла на месте. Старшая вскоре скончалась в больнице. Барков получил незначительные ранения.

Тогда еще очень многое было неизвестно - как звали погибших женщин, сам ли Барков вел "Мерседес". Однако в дальнейшем можно было наблюдать парадокс: чем больше информации об аварии попадало в СМИ, тем запутанней становилась ситуация. На каждое заявление следовало опровержение, по поводу каждой детали оглашалось несколько противоречащих друг другу версий. Вокруг ДТП развязалась настоящая информационная война.

Пожалуй, самыми активными (или, по крайней мере, самыми заметными) участниками этой войны стали "борцы с произволом власти". Все они, от известных оппозиционеров до рядовых блогеров, без устали генерировали скептические замечания и конспирологические теории. Представители власти, не привыкшие работать в таких условиях, допускали ошибку за ошибкой, давая поводы для новых обвинений (причем далеко не всегда обоснованных).

С горем пополам были установлены личности основных героев истории. За рулем "Ситроена" сидела сотрудница Научного центра акушерства Ольга Александрина. На пассажирском сиденье находилась ее свекровь и коллега Вера Сидельникова. "Мерседесом", принадлежавшим компании "Лукойл", управлял водитель Сергей Катаев. Помимо Баркова, пассажиром "Мерседеса" являлся его охранник, имя которого журналистам неизвестно. И это неудивительно - кого интересует имя человека, который был всего лишь пассажиром, да к тому же не пострадал.

А вот с Барковым это правило не сработало. СМИ по понятным причинам уделили его личности даже больше внимания, чем личности Катаева. В конце концов некоторым людям начало казаться, что это Барков находился за рулем "Мерседеса". Они в соответствии с законами психологии стали рационализировать это чувство, изобретая фантастические версии в духе "вице-президент в утренний час пик попросил водителя пересесть на пассажирское сиденье, а сам сел за руль и с ветерком поехал по встречной полосе с превышением скорости". Иногда эти версии разрабатывались весьма тщательно, с массой неизвестно откуда взятых подробностей.

Все по сюжету
Расследование ДТП на Ленинском проспекте

Другие люди стали предполагать, что "водитель ни при чем, ведь это Барков отдавал ему приказы". При этом они не учитывали, что коммерческая компания, даже самая крупная, - это все же не армия в военное время, и за невыполнение приказов там не расстреливают. В случае с ДТП нельзя говорить даже об организации преступления (вряд ли Барков диктовал - "превысь скорость до такого-то значения, теперь сворачивай на встречную, а теперь врежься вон в ту машину"). Максимум речь может идти о подстрекательстве.

Стоит отметить, что в самом начале от "Лукойла" вряд ли стоило ожидать масштабных подтасовок и попыток повлиять на следствие. Компания не стала бы яростно бороться за то, чтобы спасти Катаева от наказания. Однако общественность сосредоточилась на Баркове и ожидала от "Лукойла" борьбы. Пожалуй, это стало одним из основных факторов запутывания ситуации.

Немало шума наделала история с записями камер видеонаблюдения. На протяжении долгого времени множество сообщений СМИ были посвящены тому, что записи исчезли, или были некачественными, или должны быть найдены, или не будут найдены никогда... Нет смысла описывать это подробно, стоит отметить лишь, что в итоге нормальных видеозаписей с места ДТП в открытых источниках так и не появилось.

Сильная путаница наблюдается в описании родственных связей погибших женщин. Между тем, как будет видно ниже, это важная информация. Поэтому стоит с самого начала все разъяснить. Ольга Александрина и Вера Сидельникова приходились друг другу соответственно невесткой и свекровью. Мужа Александриной и сына Сидельниковой звали Сергей Сидельников. У Ольги и Сергея была двухлетняя дочь Надежда. У Ольги также были родители и сестра, имена которых не называются. У Веры Сидельниковой была взрослая дочь Наталья (сестра Сергея, золовка Ольги, тетя Надежды).

Потерпевшими по делу о нарушении правил дорожного движения изначально были признаны Анатолий Барков (так как он получил ранения) и Сергей Сидельников (так как он потерял жену и мать). Родителей и сестру Александриной потерпевшими не признали, потому что водитель "Ситроена" проходила по делу как подозреваемая. В то же время водитель Сергей Катаев почему-то проходил по делу свидетелем. Сразу стоит отметить, что все эти месяцы СМИ публиковали крайне противоречивые сообщения о статусе фигурантов дела, поэтому поручиться за правильность информации нельзя.

В июле 2010 года произошло нечто странное. СМИ объявили, что Сергей Сидельников неожиданно отозвал все жалобы на следствие и отказался от услуг известного адвоката Игоря Трунова, причем сообщил об этом судье лишь по телефону. А в августе потерпевший умер от инсульта. Безусловно, ситуация выглядела более чем подозрительно, и возмущенная общественность, начавшая было забывать о громком деле, с новыми силами кинулась в бой.

Вскоре после смерти Сидельникова в СМИ появились предположения о том, что скоро дело могут закрыть - нет потерпевшего, нет и суда. О втором потерпевшем, коим являлся Барков, все позабыли. Однако правоохранительные органы немедленно опровергли слухи и заявили, что расследование все равно будет доведено до конца. Тем более что вместо Сергея потерпевшей назначили его сестру Наталью (к слову, после гибели брата она стала опекуном двухлетней Надежды). В конце августа следователи браво отрапортовали о том, что работа кипит вовсю, и к разбирательству обстоятельств ДТП подключены даже Космические войска - их попросили предоставить записи спутниковых систем....

А уже 6 сентября анонимные источники в правоохранительных органах вдруг сообщили журналистам - дело о ДТП на Ленинском проспекте все-таки закрыто. Причем соответствующее решение было вынесено как раз в конце августа, когда было объявлено о бурном ходе расследования.

7 сентября информация получила официальное подтверждение. Глава ГУВД Москвы Владимир Колокольцев собрал масштабную пресс-конференцию и объявил - действительно, главное следственное управление ГУВД завершило расследование дела об аварии с участием машины Баркова. Колокольцев подробно рассказал о том, как тщательно, с его точки зрения, расследовалось дело. Сотни милиционеров ежедневно бродили по окрестностям места ДТП, разыскивая очевидцев. Обе разбитые машины были направлены на экспертизу на заводы-изготовители. И в итоге было установлено - Сергей Катаев в аварии не виноват.


Один из снимков, на которых основано экспертное заключение. Кадр телеканала "Россия 1"

Кто виноват - Колокольцев прямо не сказал. Однако он весьма красноречиво описал обстоятельства ДТП. Со слов начальника ГУВД, "Ситроен" ехал по мокрой дороге с превышением скорости, водитель собирался перестроиться в правый ряд, но заметил там другую машину и вывернул руль влево. В итоге "Ситроен" вынесло на ту полосу, по которой как ни в чем ни бывало ехал "Мерседес". Произошло лобовое столкновение, после которого "Ситроен" выбросило обратно на свою полосу.

Колокольцев пообещал, что в ближайшее время все материалы расследования будут выложены в интернет, в частности - на сайт ГУВД Москвы. Небольшой отчет в рамках общей сводки уже появился на сайте. Из него следует, что дело о ДТП закрыто на основании 24-й, 212-й и 213-й статей УПК (в этих статьях перечислено огромное число оснований для закрытия дел, и невозможно угадать, какой именно пункт используется в данном случае).

Таким образом, правоохранительные органы проводят процесс закрытия дела очень осторожно, чтобы снова не всколыхнуть волну критики. Впрочем, обойтись совсем без реакции общественности не удалось. На данный момент наиболее активно комментирует ситуацию Игорь Трунов, чей процессуальный статус не вполне ясен. Напомним, Сергей Сидельников, чьи интересы этот юрист представлял изначально, отказался от его услуг. Сообщений о том, что Наталья Сидельникова наняла Трунова, в СМИ не появлялось. Поэтому сейчас адвокат называет себя представителем родителей Александриной. Хотя, по данным СМИ, формально интересы Александриных представляет партнер Трунова по адвокатской коллегии Людмила Айвар.

Так вот, Трунов уже объявил, что обжалует действия следствия. При этом адвокат выразил опасение, что "Лукойл", владевший разбитым "Мерседесом", теперь может потребовать у родственников погибших какую-то компенсацию. Вероятно, адвокат имел в виду, что стоимость машины истребуют у родственников Александриной, которая вроде бы признана виновницей аварии. Впрочем, Владимир Колокольцев на пресс-конференции выступил с прямо противоположным заявлением - он сказал, что "как человек" советует "той компании, которой принадлежит автомобиль" оказать помощь семье погибших. А Анатолий Барков вскоре заявил, что из личных средств выплатит компенсацию Надежде Сидельниковой.

Пожалуй, на фоне всей этой путаницы уже даже неважно, будет ли возобновлено расследование ДТП. Информационная война, развернувшаяся вокруг этого случая, привела к тому, что докопаться до истинных обстоятельств происшествия стало фактически невозможно. Любой факт в защиту Баркова будет воспринят как "происки властей и большого бизнеса", а любой факт в защиту Сидельниковой - как "вопли ненавистников власти и большого бизнеса". Работу следователей явно не облегчают многочисленные слухи, необходимость оправдываться и вмешательство со стороны самых неожиданных сил. Может быть, эта война и принесла какую-то пользу в глобальном смысле. Но конкретное уголовное дело она точно под собою "похоронила".

Татьяна Ефременко
Предыдущие материалы по теме
"Ситроен" против "Мерседеса" [26.02.2010]
Серия происшествий с ВИПами разбудила классовую ненависть

Ссылки по теме
Глава ГУВД Москвы предложил ЛУКОЙЛу помочь семье погибших материально - "Взгляд", 07.09.2010
Глава ГУВД Москвы подтвердил невиновность водителя Баркова – Lenta.ru, 07.09.2010
Решение о закрытии дела по ДТП на Ленинском обжаловано - "Радио России", 07.09.2010
Закрытие дела о ДТП с участием Баркова будет обжаловано в суде – Lenta.ru, 06.09.2010
Дело о ДТП на Ленинском "похоронили" вместе с вопросами и загадками - GZT.RU, 06.09.2010
Источник "Интерфакса" рассказал о закрытии дела о ДТП с участием Баркова – Lenta.ru, 06.09.2010
К расследованию ДТП на Ленинском проспекте подключили Космические войска – Lenta.ru, 25.08.2010
Сестра за брата - "Новые известия", 25.08.2010
В деле о ДТП с участием вице-президента "Лукойла" появился новый потерпевший – Lenta.ru, 24.08.2010
Следствие назвало причины столкновения "Ситроена" с "Мерседесом" Баркова – Lenta.ru, 20.08.2010
Дело о ДТП с машиной "Лукойла" оказалось под угрозой закрытия – Lenta.ru, 10.08.2010
Сын погибшей в ДТП на Ленинском проспекте отозвал жалобу на следствие – Lenta.ru, 29.06.2010

No comments:

Post a Comment

Anti-Dictatorship's Facebook Wall

Antidictatura in WordPress

antidictatura's Xanga

antidictatura in LiveInternet

Анти-диктатура in LiveJournal